"Нельзя постичь смысл вашей жизни, если вы не соединены с силой вас создавшей..." Нирмала Шривастава
Главная О медитации О Шри Матаджи Кундалини и чакры Самореализация Контакты

Существует ли суфийская музыка?
Может ли музыка быть суфийской сама по себе?

(Отрывок из статьи в журнале “Alquimia”)

Поскольку истинной суфийской музыкой может считаться та, которая сопровождает суфийскую поэзию, то вполне логично обратиться к истокам суфийской поэзии. Известно, что суфии оказали влияние не только на восточную культуру, но и на таких величайших поэтов мира, как Гете и Пушкин…
  В поэзии фарси, как известно, больше всего воспет инструмент най. Великий Аль-Фараби выделял най, как самый благородный из инструментов. Это простая флейта из камыша или дерева с шестью отверстиями на лицевой стороне и одним на внутренней по тембру более всего соответствует человеческому голосу.
  Если бы Вас бил озноб или Вы тряслись в лихорадке, эскулап древней Персии прописал бы Вам в качестве успокоительного слушание трапециевидной цитры - сантура, изобретение которого также приписывается Аль- Фараби. Другой Персидский инструмент руд (по- арабски алъ-уд) приобрел известность и почитание в странах, где господствовал Ислам. Попав с арабами в Испанию, он под европейскими названиями, например, laute в немецком языке, покорил всю Европу. В течение многих столетий лютня была одним из самых любимых и распространенных музыкальных инструментов на Западе. Выпуклый грушевидный корпус инструмента изготавливался из древесины сандалового, орехового или грушевого деревьев.
  В Средние века многие исламские музыканты и философы занимались разработкой новых теорий в отношении к уду, а его четырем струнам придавалось сакральное значение. Считалось, что желтая струна (зир) соответствует желч- ному настроению, а черная (бет) - меланхолии. Позднее была добавлена пятая струна, которую назвали струной души.
  Эту классическую поэзию фарси иранцы исполняют в вокальных вставках в макамах. И не только иранцы.
  Одним из лучших альбомов с поэзией Джами считаю одноименный пакистанских братьев Сабри (SABRI BROTHERS. JAMI/PIRANHA 1995). Для одного из братьев, Хаджи Гулама Фарида Сабри, этот альбом стал последним.
  На арабском языке слово «макам» (maqam) имеет десятки значений. Оно применялось в различных областях научного знания па средневековом мусульманском Востоке, однако в контексте нашей темы интересны такие значения, как «стоянка» на «мистическом пути», а также обозначение ступени духовного (само) совершенствования, приближающая к созерцанию Всевышнего. Не случайно словом «хал» музыканты (чаще в Азербайджане и Иране, а также городские музыканты Узбекистана и Таджи- кистана) обозначают вдохновение, а в Средней Азии этот термин был известен, прежде всего, в суфийской практике слушания сама и зикре. В этом значении он зафиксирован во многих письменных суфийских источниках. Суфии же этим словом именуют экстатическое переживание, мистику близости и причастности к Аллаху. Это состояние сравнимо лишь с ударом молнии прямо в сердце. В такой миг душа смертного очищается от всего земного и становится способной внимать Его дарам.
  В религиозных церемониях традиционная иранская музыка не используется, ведь в исламе это недопустимо. Нередко подобную музыку в этих краях ошибочно именуют народной, каковой она никогда не являлась, поскольку требует рафинированного слушателя и может исполняться только хорошо подготовленными исполнителями. С другой стороны, к классике или джазу, несмотря на кажущееся сходство с последним ввиду импровизационного момента, эту музыку тоже не причислить.
  У иранских музыкантов, как во всем исламском мире, музыка выстроена из веками отработанного набора мелодических фраз. Эти фрагменты вплетаются в мозаику, тесно увязанную с определенным ладом, - эта форма макам, мугам, маком, мукам, дастгях. В первые годы распространения ислама и создания халифата арабская пассионарность вступала во взаимодействие с местными культурными традициями и канонами. В результате синтеза утонченной иранской музыки, корни которой восходят к гимнам Гат Авесты (Зорастрийская традиция) и аравийской традиции, родилось искусство макама. Макамы образуют завершенную систему, объединяющую космос, человека и его музыку. Макамы соотнесены с четырьмя основными природными стихиями и четырьмя человеческими темпераментами. Считается, что первоначальных макамов было семь по числу первых Пророков, начиная от Адама. Например, возникновение макама Нава связывают с пророком Даудом (Давидом). Каждый звук пения Дауда расщеплялся на семьдесят звуков, люди зачарованно внимали ему, а звери и птицы падали ниц на лету.
  Макам удивительным образом созвучен узорам знаменитых персидских келимов, средневековым персидским миниатюрам, орнаменту мечетей с голубыми куполами и непревзойденному благозвучию и уникальному сочетанию иронии с мудростью поэзии на фарси. Но главный связующий элемент макама и мистики суфиев - страсть, экстаз высочайшего накала...

РАЗДЕЛЫ

НОВОСТИ

НЕвредная привычка

В исправительной колонии №18 в борьбе с вредными привычками используют Сахаджа Йогу. Импульсом для этой работы послужила активизация работы по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ...

далее >>>

МУЗЫКА
В САХАДЖА ЙОГЕ

  • Индийская классическая музыка
  • Шри Матаджи о музыке
  • Суфийская музыка
  • О Рави Шанкаре
  • Восприятие индийской классической музыки
  • Б.Ч. Дева
    Индийская музыка

СЕМЬЯ,
ЗДОРОВЬЕ,ОБЩЕСТВО

  • Шри Матаджи о воспитании детей
  • О проблемах современного общества
  • Шри Матаджи о браке
  • Медицинские аспекты Сахаджа Йоги
  • О демократии

ПРОСВЕТЛЕННАЯ ПОЭЗИЯ

  • Ибн аль-Араби
  • Ибн аль-Фарид
  • Алишер Навои
  • Джалал ад-Дин Руми
  • Кабир

ТВОРЧЕСТВО

  • На этой страничке представлено поэтическое творчество казанских сахаджа йогов.

ДИПЛОМЫ

  • Активное участие в работе выставок было отмечено дипломами, которые...

ТЕКСТЫ

  • Отрывки из лекций, книг, статей о сахаджа йоге и медитации, притчи

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

  • О методах очищения чакр
  • Музыкотерапия
   © Сахаджа йога в Казани 2013