Выступление на ХI Всероссийской научно-практической конференции "Путь к здоровому обществу"
Састамойнен Т.В.- кандидат педагогических наук,
доцент Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта
(г.С.-Петербург)
Солодянкин А.С. - преподаватель (г.Тольятти)
Сегодня проблема укрепления здоровья детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики, так как известно, что здоровье людей — социальная проблема, поскольку образ жизни является доминирующим фактором, определяющим в совокупности и физическое, и психическое, и нравственное здоровье человека. Поэтому весьма важным является выбор средств и методов оздоровления в психофизической рекреации детей.
В последние годы наблюдается увеличение многообразия форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности и рост интереса к нетрадиционным для нашей страны древневосточным оздоровительным системам: йоге, восточным единоборствам, ушу, цигун и т. д. Включение в сферу физической культуры аутогенной тренировки, медитации, йоги, которые совсем не содержат в себе двигательной активности, является характерным признаком расширения ее содержательного пространства. В научном плане проблема интеграции нетрадиционных форм и средств физической культуры в отечественной системе физического воспитания является пратически неразработанной. Наши исследования направлены на адаптацию оздоровительной системы сахаджа йоги в практику физической рекреации нашей страны.
Современная теоретическая физика показала, что научное мышление не обязательно должно быть механистическим, научные публикации об энергоинформационной структуре человека подводят к тому, что специалисты оздоровительной физической культуры должны расширить свои горизонты, сместив фокус с развития лишь двигательных навыков, на здоровье, воздействуя на организм как единое целое, где физический и психологический аспекты взаимосвязаны единой энергоинформационной структурой.
Оздоровительная система Сахаджа йога рассматривает человеческий организм с позиции холического подхода, со всеми его физическими, психическими, эмоциональными, социальными и духовными проблемами, состояние которых весьма важно для баланса энергоинформа ционной структуры (U.Rai, 1996; Т. В. Састамойнен, 1998, 1999). Целью использования оздоровительной системы Сахаджа йоги в физической рекреации является активизация резервных энергий организма, достижение баланса энергоинформационной структуры человека, и как следствие укрепление здоровья, профилактика психологического стресса, воспитание гармоничной личности, приобщение к здоровому образу жизни. Оздоровительная система Сахаджа йога интегрирует все виды йоги, применяя в своей практике медитацию, физические упражнения — асаны, дыхательные упражнения — пранаяму, естественные факторы природы, для очищения и закаливания физического тела и его энергоинформационной структуры.
В течение 1992—2000 года в городах Тольятти и Набережных Челнах нами были проведены исследования в детских коллективах (в условиях учебы и летнего отдыха) для выявления воздействия оздоровительной системы Сахаджа йоги как метода психофизической рекреации на функциональное и психоэмоциональное состояние организма детей, их интеллектуальное и духовное развитие. В эксперименте приняло участие 276 детей, из них 147 — практикующих Сахаджа йогу.
В данной статье рассматривается воздействие медитационной практики Сахаджа йоги, дыхательных упражнений — пранаямы и физических упражнений — асан, индивидуально подобранных для каждого в соответствии с состоянием его энергоинформационной структуры.
Воздействие медитационной практики по методу Сахаджа йоги исследовалось с 1992 по 1996 год в начальных классах школы Подстепок (пригород Тольятти). Учительница 4А класса (стаж занятий Сахаджа йогой 3 года) с разрешения родителей проводила пятиминутные медитации до начала уроков и после их окончания. Контрольную группу составили 4Б и 4В классы. Результаты фиксировались в начале и конце учебного года в течение четырех лет независимыми экспертами: педагогами, психологом и медиком данной школы. Анализ проводился по следующим показателям: динамике заболеваемости; динамике показателей вербально-логического мышления; динамике показателей невербального интеллекта, а также по результатам адаптированного для детей теста Кэттела. Полученные результаты обработаны методом математической статистики по формулам, используемым для расчета малых выборок (среднее арифметическое, стандартное отклонение, достоверность по критерию Виконсона)…
В течение эксперимента было выяснено, что наиболее высокие показатели вербально-логического мышления имеют учащиеся экспериментального класса, что также подтверждает благоприятное воздействие медитационнои практики сахаджа йоги на развитие интеллектуальной сферы детей.
В экспериментальном классе более низкий по сравнению с контрольными классами показатель напряженности (фактор С}4), что говорит о большем спокойствии, расслабленности, невозмутимости детей данного класса.
Таким образом, включение кратких 5—10 минутных сахаджа йога медитаций в режим учебного дня, как метода психофизической рекреации способствует гармоничному развитию личности, снижению психоэмоционального напряжения, развитию интеллекта...
Таким образом, применение оздоровительной системы Сахаджа йоги в практике психофизической рекреации в режиме учебы и отдыха детей, способствует дальнейшему развитию холического подхода в воспитании и оздоровлении личности: активизирует саморегуляцию основных физиологических систем организма, снижает психоэмоциональное напряжение после учебного дня и в течение его, воспитывает эмпатий-ные качества личности. Следовательно, оздоровительную систему Сахаджа йогу можно рекомендовать как эффективный метод психофизической рекреации и гармоничного развития детей.
Подробнее о медицинских аспектах Сахаджа йоги Вы можете прочитать на сайте
www.metanauka.ru