"Нельзя постичь смысл вашей жизни, если вы не соединены с силой вас создавшей..." Нирмала Шривастава
Главная О медитации О Шри Матаджи Кундалини и чакры Самореализация Контакты

Дхьяна, Дхаарна и Самадхи

Беседа Шри Матаджи с сахаджа-йогами, январь, 1984 г.

Я расскажу вам кое-что о медитации. Для меня огромная радость - видеть всех вас здесь, приехавших из разных, частей мира. Когда сердце столь наполнено, слова становятся слишком невыразительными, чтобы передать всю глубину чувств. Я хочу, чтобы вы могли понять эту глубину чувств в своем сердце.

Все это было организовано Божественной Силой - то, что все мы должны были встретиться здесь, на природе, в таком чудесном месте. Что-то великое должно случиться со всеми нами, мы должны достичь чего-то действительно великого в это время. А времени мало. И прежде всего, сейчас Я скажу вам несколько вещей о медитации.

Медитация - это очень общее слово. Это не то слово, которое объясняет три шага, которые нужно делать для медитации. Однако на санскрите очень ясно говорится, как вы должны продвигаться в своей медитации.

Первая стадия называется дхьяна, вторая - дхаарна, третья - самадхи. Сахаджа-йога - это такая штука, что вы получаете все в комплексе. Вы избежали всего остального и получили самадхи. В этом ее красота. Итак, первой частью медитации является дхьяна. Поначалу вы ищите, вы направляете свое внимание на объект поклонения. Это и называется дхьяна.

Дхаарна - это когда вы прикладываете все свои усилия, сосредоточиваете все свои усилия. Для людей, которые не реализованы, все это является своего рода драмой. Для них это просто род выпол­няемых действий. Но для реализованной души - это реальность.

Таким образом, первое, что мы должны делать, - это дхьяна. Некоторые делают ее в отношении Формы, другие - в отношении Бесформенного. Но вам так повезло, что для вас Бесформенное стало Формой. Нет проблемы. Вам не нужно идти от Формы к Бесформенному, от Бесформенного - к Форме, все это уже есть, как бы отобрано «в пакет». Поэтому вы сосредоточиваетесь на неком Божестве или на некоторой особенности Ниракара, Бесформенного, или на самом Ниракар. Это является умственной проекцией до тех пор, пока вы не станете реализованной' душой. Однако, как только вы становитесь реализованным, вам нужно просто подумать о дхьяне, на ком вы собираетесь сосредоточиться, или, мы можем сказать, на кого медитировать. Как только вы начинаете медитировать, ваше внимание начинает двигаться. Это также возможно после реализации. Однако когда вы медитируете, ваше внимание может нарушиться в любой момент. Это может происходить в зависимости от глубины вашего сосредоточения. Я видела, например, как один сахаджа-йог готовит обед, а другой в это время медитирует. И медитирующий говорит: «О, я чувствую, что на плите что-то горит». При этом нет дхаарны. Дхьяна есть там, но не дхаарна. Вторая часть этого очень важна. Это-то, что вы должны непрерывно направлять свое внимание на Божество. Тогда у вас развивается состояние, которое называется дхаарна. Ваше внимание становится единым с этим Божеством. Когда эти стадии становятся зрелыми, установившимися, приходит третья стадия - самадхи.

Некоторые люди думают, что они достигнут самадхи без реализации. Они абсолютно ошибаются. Даже и после реализации, когда дхаарна установлена, вы еще должны достичь положения самадхи. Что это за состояние? Когда это состояние приходит, тогда, чтобы вы ни делали, вы видите в своей работе Божество, которому вы поклоняетесь.Чтобы вы ни делали, вы видите, что это Божество дает вам просветление. Чтобы вы ни слышали, вы об­наруживаете, что это Божество рассказывает вам Истину. Чтобы вы ни читали, вы находите там то, что Божество открывает вам Истину. Таким образом, в этом состоянии, чтобы вы ни делали любым органом вашего тела (глазами, носом и т.д.), все это становится своего рода проявлением Божества, которому вы поклоняетесь. Автоматически. Вам уже не нужно думать: «Теперь я должен сосредоточиться. У меня не будет мыслей. Я должен сосредоточиться». Это становится автоматическим. Например, вы читаете книгу, и находите в ней то, что хорошо для вас, как для сахаджа-йога. Если вам попадается книга, которая является антибожественной, вы отбросите ее.

Это состояние, которое пробуждается внутри вас. Оно является новым состоянием ума. На санскрите оно имеет хотя и трудное, но очень красивое название - Ритамбхара Прагнья. Ритамбхара означает Природу и то, что человек всю Природу ощущает просветленной. Я приведу вам пример. Когда ребенок должен родиться у матери, у нее появляется молоко, автоматически. Природа сама сработала для рождения ребенка. Точно также, когда Ритамбхара Прагнья начинает проявляться (только для сахаджа-йогов, ни для кого другого), вы удивитесь, как внезапно срабатывают многие вещи для вас. Таким образом, Ритамбхара Прагнья начинает работать в вашу пользу. И вы все рассказываете Мне: «Мать, произошло чудо, произошло это, произошло то. Мы не знаем, как это случилось».

Я приведу вам пример. Вчера мы работали с цементом. Один парень сказал, что нам понадобятся два мешка цемента. Я сказала: «Вы продолжайте, он не закончится». Даже до тех пор, пока Я не уехала, они все продолжали работать, цемент не кончился. А это цемент, представляете! Таким образом, особой вещью является ваше собственное состояние, в котором вы чувствуете себя единым с Природой, а Природа чувствует единство с вами. Божественная Сила сама выражается через Природу, через различные события, случаи. Любви, заботе, защите, вниманию, которые дает Божественность, нет конца. Это просто происходит, а люди не знают, как это происходит. Однако это и есть то, чем является состояние самадхи...

назад

   © Сахаджа йога в Казани 2014